sleeping_sonya (sleeping_sonya) wrote,
sleeping_sonya
sleeping_sonya

Categories:

Японский родовой герб (камон): краткая история, дизайн и символика.




Здесь постараюсь кратко и понятно описать такое явление японской военной и культурной традиции, как моны.

Изучение родовых гербов всегда привлекало внимание многих ученых. Герб является одним из источников по изучению истории знатных домов, родовых связей, по определению положения людей в обществе, их деятельности. Европейская геральдика в своей большей степени направлена на анализ и классификацию европейских гербов, а исследование восточных, в частности японских, гербовых знаков остаётся вне внимания, хотя здесь есть, что изучать. Надо признать, что европейская и японская геральдика строятся на абсолютно разных эстетических принципах и используют разные образы выражения.

Что такое камон?

Камон («знак дома»), или просто мон («знак») – семейный родовой знак (герб) в Японии. Мон для японцев не только признак или украшение хозяина. В знак заложена философская мысль, а также это талисман и магический предмет.

Какова история мона?

Считается, что первые родовые знаки были сделаны путем изображения отдельных символов на элементах одежды. В X–XI вв. многие узоры уже использовались аристократическими домами.

Исследователи по данной проблеме выделяют несколько признаков трансформации простых рисунков в гербовые изображения :

- Появление у символов функций маркера коллективной принадлежности, покровительства и подчинения, инструмента идентификации личности (гипотеза Ямага Суко, XVII в.).
- Использование специфических знаков для демонстрации принадлежности вещей и присутствия на определённой территории (гипотеза Араи Хакусэки, рубеж XVII –XVIII вв.).
- Использование специальных эмблем как знаков профессиональной группы (гипотеза Намаиакэ Цунэнори, вторая половина XIX в.).
- Появление функции инструмента идентификации личности и рода (гипотеза Нумата Райсукэ, начало XX в.).
- Передача по наследству (гипотеза Такасава Хитоси, конец XX в.)

В качестве гербов моны стали использоваться в XII–XIV вв. как знак, позволяющий отличить своих воинов от чужих.

Наибольшее распространение моны получили в период Сенгоку Дзидай («Эпоха воюющих провинций» 1467 –1603). Мирные условия эпохи Токугава (XVII–начало XIX вв.) способствовали упрочению системы геральдики и её упрощению, популяризации и развитию. Родовые гербы стали наноситься не только на военные доспехи, но и на предметы быта и утвари (посуда, ширмы, фонари и т.д.), на парадную и церемониальную одежду.

Право на камон имели только придворное и воинское сословия. Ни крестьянам, ни ремесленникам, ни купцам не полагалось в то время иметь ни фамилии, ни, тем более, семейного герба. Нарушать запрет решались только известные актёры театра Кабуки и не менее знаменитые гейши .

В результате реформ Мейдзи (середина XIX в.) все желающие получили возможность обзавестись моном. После Второй Мировой войны для значительной части японцев их семейные моны утратили геральдический смысл и служат элементами эстетики. Мастерство нанесения на вещи гербов вновь стало традиционным искусством и обрело свою славу в виде эмблем процветающих кампаний (например, автомобильная компания «Мицубиси»).

В чём особенности мона?

В большей степени мон имел монохромный черно-белый цвет (иногда однотонный цвет), носил эстетико-мистический характер, он не нёс социальную нагрузку и не требовал юридического подтверждения (нежели европейские гербы). Это знак единства всего рода (живых, мёртвых и еще не рожденных). В Японии не было института герольдов (составителей и толкователей гербов), т.к. в Японии отсутствовал принцип регламентации каждой из частей мона, а также не было воинских турниров (как в Европе), где требовалась четкая дифференциация противников. Могущественные воинские дома могли иметь не по одному, а по нескольку монов. Была практика передачи мона по женской линии.

Существовало всего шесть основных тематических разновидностей монов: растения, животные, природные явления, предметы, изготовленные людьми, абстрактные рисунки и иероглифы.

Японцы заимствовали тематику для своих монов из рисунков приглянувшихся тканей, с орнамента вееров, с украшения старых шкатулок. Иногда темой монов становилось изображение предмета, находившегося во владении семьи: соседней горы, реки, примечательного дерева или камня. Изображение животного выбиралось для герба в том случае, если с ним было связано какое-то семейное предание, событие. В других случаях моны становился напоминанием о славном предке. Часто герб выбирался по аналогии с видом деятельности или по созвучию фамилии с названием эмблемы или вообще просто так, более твёрдые рамки существовали только для самураев .

А что сейчас?

Нынешняя японская геральдика насчитывает около 7500 семейных гербов. Некоторые семьи продолжают использовать фамильные гербы в повседневной жизни. Однако сейчас для значительной части японцев их семейные моны в значительной степени утратили геральдический смысл, превратились в орнамент или украшение одежды и служат элементами эстетики, к которым в своей работе часто обращаются художники, промышленные дизайнеры.

Tags: герб, камон, япония
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Скажу честно, этот альбом я ждала долго. Ольга Арефьева - самый мой любимый автор-исполнитель. Могу сказать, что на этот раз для меня открылась совершенная другая ее сторона. И тут, я совершенно нечаянно наткнулась на очень интересную рецензию, с которой очень хочу вас познакомить и поделиться…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments