sleeping_sonya (sleeping_sonya) wrote,
sleeping_sonya
sleeping_sonya

Categories:

Экскурсия по метро Санкт-Петербурга.



Мы привыкли, что метро в Санкт-Петербурге – это удобный транспорт и торопясь на работу или по делам, не замечаем архитектуру и убранство его станций. Самые красивые из них расположены на первой пусковой линии метро от Площади Восстания до Автово. Открытые в 1955 году и выполненные по новейшим технологиям того времени они спроектированы в одном стиле.

Это восемь станций – Площадь Восстания и Владимирская, Пушкинская и Технологический институт, Балтийская и Нарвская, Кировский завод и Автово, входящие в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения. Совершим небольшую экскурсию по этим станциям и отметим также необычную двухэтажную станцию Спортивную и, конечно, самую популярную у туристов – Невский проспект.
Начнем экскурсию со станции метро Автово, ведь именно сюда 15 ноября 1955 года прибыл первый поезд метро Санкт-Петербурга. Название Автово в переводе с финских слов аутио и аутто и означает пустынный. Есть версия, что слово Автово происходит от финского обозначения медведя.


Станция Автово – оформление посвящено обороне Ленинграда.
Вход в павильон украшает двойной шестиколонный портик и купол на большом световом барабане. Глубина станции Автово – всего 15 метров, это трехпролетная станция. Здесь потолочное перекрытие поддерживается двумя рядами колонн. Необычность состоит в том, 30 колонн облицованы мрамором, а 16 выглядят хрустальными. Создать эту иллюзию удалось благодаря решению ряда технических задач профессором Пермского университета Виктором Гершуни и архитекторами Андреем Грушке и Евгением Левинсоном. Таких стеклянных колонн нет ни на одной станции метрополитена России. Тема оформления станции Автово – оборона Ленинграда и поэтому для украшения светильников и решеток использованы элементы воинской доблести – золоченые мечи и лавровые ветви. Торцовая стена украшена мозаичным панно «Победа», выполненным художниками В.А. Воронецким и А.К. Соколовым и изображающим женщину с младенце.


Станция Нарвская – трудовая доблесть советского народа.
Станция глубокого заложения пилонного типа расположена на глубине 52 метра. В центральном подземном зале на боковых сторонах пилонов расположены горельефы с изображением людей различных профессий, а на торцевой стене первоначально находилось мозаичное панно работы Александра Герасимова, изображающее Иосифа Сталина на трибуне. В 1961 году панно было отгорожено мраморной фальшь стеной. Говорят, что мозаика сохранилась до настоящего времени. Станция выглядит торжественно благодаря светящемуся потолку и рубиновой облицовке карнизов.


Станция Пушкинская – Петербург и великий русский поэт.
Эта станция считается одной из самых красивых в метро Санкт-Петербурга и особенно любима петербуржцами за воплощение в ее архитектуре характера Северной столицы. Это строгость и изящность, гранит и мрамор, Пушкин и Царское село. Пилоны облицованы белым мрамором, а пол отделан красным гранитом. Черные мраморные торшеры в нишах создают приглушенный свет, а в торцевой части расположен памятник Александру Сергеевичу Пушкину, выполненный скульптором Михаилом Аникушиным, автором также памятников поэту на станции Черная речка и у Русского музея.

Станция Владимирская – благосостояние советского народа.
Павильон встроен в четырехэтажное здание, ниша которого украшена дорическими колоннами. Станция выходит на Владимирскую площадь и расположена рядом с Владимирским собором. Над эскалатором мы видим выполненное художниками А.А. Мыльниковым, А.Л. Королевым и В.И. Сноповым мозаичное панно «Изобилие». В газетах 1955 года писали, что оформление станции посвящено росту благосостояния Советского народа. На самом же деле, на ее оформление повлиял расположенный рядом Кузнечный рынок. Вестибюль облицован золотисто-желтым мрамором, а купол подсвечивается снизу. Весь подземный зал облицован белым мрамором, гармонично сочетающимся с бронзовой отделкой. Темный пол и массивные люстры выглядят контрастно со светлыми стенами. На декоративных решетках изображен год открытия станции – 1955.

Станция Площадь Восстания - вооруженное восстание 1917 года.
Находится на пересечении Невского и Лиговского проспектов рядом с Московским вокзалом и является станцией глубокого заложения. Цоколь облицован красным уральским мрамором, потолок украшен ослепительно белыми арками и световыми дугами. В отделке зала использованы элементы архитектуры классицизма. Теме революции и вооруженного восстания посвящены 4 барельефа на пилонах центрального подземного зала - «В.И. Ленин у шалаша в Разливе» и «Выступление В.И. Ленина у Финляндского вокзала», «Выстрел Авроры» и «Штурм Зимнего Дворца». Интересна также оформленная красной смальтой станция Маяковская, расположенная в этом же пересадочном узле.

Станция Технологический институт – развитие советской науки.
Расположена на пересечении Загородного и Московского проспектов рядом с Технологическим институтом. Вход в метро встроен в трехэтажное полукруглое здание бежевого цвета, в котором расположено Управление метрополитеном. Это первая кросс-платформенная станция, на которой, чтобы перейти с одной линии на другую, надо только пересечь платформу. Станция имеет два зала, первый из них Колонный, его еще называют Круглым, был открыт в 1955 году в составе первой Кировско-Выборгской линии метро в Санкт-Петербурге, а второй пилонный зал открыт в 1961 году в составе Московско-Петроградской линии. Из первого колонного зала поезда отправляются в южном направлении в сторону станций Балтийская по красной линии и Фрунзенская – по синей линии. Из второго пилонного зала поезда отправляются в северном направлении к станциям Пушкинская и Сенная площадь. В центре Круглого колонного зала расположен переход в пилонный зал.

Стены Колонного зала отделаны светлым Уральским мрамором, а пол – черным гранитом. Здесь можно видеть медальоны с изображениями Карла Маркса и Владимира Ленина, а на колоннах – 24 барельефа с изображением ученых, внесших значительный вклад в развитие Российской науки. Это Иван Мичурин и Владимир Бехтерев, Дмитрий Менделеев и Константин Циолковский, Николай Пржевальский и Михаил Ломоносов, Александр Попов и другие ученые. Особенность станции еще и в том, что она стала первым пересадочным узлом метро Санкт-Петербурга.

Станция Кировский завод - развитие советской индустрии.
Павильон напоминает древнегреческий храм, в который ведут широкие гранитные лестницы. 44 дорические колонны, украшенные каннелюрами - вертикальными желобками, образуют прямоугольник. Подземный зал оформлен дымчато-серым кавказским мрамором, а 31 пара колонн образует стройные ряды. Наверху колонн установлены горельефные картуши с эмблемой промышленности. Чеканка горельефов отполирована и поэтому выглядит как серебряная. Изображения посвящены электрификации, каменноугольной, металлургической и нефтяной промышленности. Потолок в центральном зале украшен лепниной, где в окружении листьев и звезды можно увидеть букву К, символизирующую Кировский завод. В торцевой стене установлен бюст В.И. Ленину. Для оформления впервые для метрополитена было применено люверсное освещение, когда мягкий свет струится сверху из квадратных световых плафонов.

Станция Балтийская – мощь и слава Советского Союза как морской державы.
Павильон станции пристроен к восточному флигелю Балтийского вокзала. Над входными дверями в нише расположены барельефы с портретами адмиралов Федора Ушакова, Михаила Лазарева и Владимира Корнилова, Павла Нахимова и Степана Макарова. Серо-голубой мрамор в отделке стен подземного зала напоминает нам о Балтийском море, а если посмотрим наверх, обрамление свода в виде голубых лент создает иллюзию взвившегося над нами паруса. Декоративные решетки украшены изображением якоря. На торцевой стене – мозаичное панно «1917 год» из цветных камней и мрамора, изображающее моряков Балтики и рабочих, идущих на штурм Зимнего Дворца.

Станция Спортивная – О спорт, ты жизнь.
Рядом со спортивными объектами стадионом Петровский и Дворцом спорта Юбилейный расположена станция метро Спортивная, открывшаяся 15 сентября 1997 года. Это первая двухэтажная станция в России и возможно, в мире. Станция проектировалась как пересадочная на кольцевую линию метро, которая так и не была построена. Поэтому с одной стороны платформ ходят поезда 5-й (фиолетовой) линии, а с другой стороны платформы даже не уложены рельсы. На втором этаже станции (ближе к поверхности) останавливаются поезда в сторону центра города, на первом этаже - в сторону метро "Комендантский проспект".

Украшение кассового зала – мозаичное полотно «Олимпийский огонь» – работа художника А.К. Быстрова, рассказывающая о событиях в древней Греции. Все светильники и торшеры выполнены в виде Олимпийского факела. В оформлении олимпийская тематика явно преобладает - видимо, авторы проекта все же склонялись назвать станцию Олимпийская, а не Спортивная. На торцевой стене верхнего этажа можно прочитать сокращенный вариант оды спорту « О спорт! Ты - наслажденье...» Полированный гранитный пол как зеркало отражает вестибюль станции. На втором этаже интересна центральная мозаика А.К. Быстрова с изображением спортивного состязания античных времен. Кроме изображения основных персонажей, мы видим ангела из христианской иконографии. Особенность станции в том, что она закрывается во время домашних матчей команды Зенит, а одна из сторон метровокзала находится в ожидании запуска кольцевой линии.

Станция Невский проспект – одна из самых «экономных».
Находится в самом центре Санкт-Петербурга, открыта в 1963 году, во времена повсеместной хрущевской экономии, что и послужило ее скромному оформлению. Вместо керамики для оформления стен использовалось стекло, окрашенное изнутри красным цветом, а позже оно было заменено на искусственный камень такого же цвета. Пилоны отделаны алюминиевыми ребрами, пол выложен – габбро и лабрадоритом - минералами, похожими на гранит. Это первая станция метро в Санкт-Петербурге, не имеющая наземного павильона.

Станция Горьковская – «летающая тарелка».
Свое название станция получила в честь писателя Алексея Максимовича Горького, проживавшего на проспекте Максима Горького – ныне Кронверкском проспекте. Современный облик в виде летающей тарелки приобрела после реконструкции 2008-2009 годов, тогда же под куполом павильона была установлена композиция – абстрактная розовая зарождающаяся планета с кратерами. Авторы проекта настойчиво именуют ее луной, хотя по цвету она больше похожа на Марс. Символично, что кроме многих исторических памятников, в том числе Петропавловской крепости, неподалеку расположен Планетарий.

Стены подземного зала отделаны сааремским известняком, а в торцевой стене из этого же камня выполнен рельефный портрет Максима Горького. Кабельные шкафы украшают изображения буревестника – героя известной Песни о буревестнике.

Станция Маяковская – оформление посвящено советскому поэту.
Стихи, написанные лесенкой, стали визитной карточкой поэта. Похожим образом - красной "лесенкой" оформлены стены зала и ступенчато выполнен переход к эскалаторам в коридоре.

Перед входом в эскалаторный зал расположен пилон, на котором мы видим изображение советского поэта и его стихи, в том числе знаменитые строки:

Отечество
Славлю,
Которое есть,
Но трижды -
Которое будет!
Стены центрального зала отделаны смальтой темно-красного цвета и напоминают красные стяги. В концах зала – мозаичные портреты поэта, выполненные художником Юрием Могилевским, в торцах - оригинально оформленное название станции метро - Маяковская.

Станция Гражданский проспект – призыв к объединению граждан.
Относится к немногим станциям метрополитена, имеющим шандоры – металлоконструкции, перекрывающие двери в вестибюль для защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Подземный зал выглядит золотистым, поскольку путевые стены и колонны облицованы желтовато-бежевым мрамором, а торцевые стены и светильники выполнены из анодированного алюминия желтого цвета. В центре торцевой стены расположен бронзовый герб Советского Союза диаметром около трех метров с девизом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», написанным на всех языках бывших советских республик. Изображение герба СССР указывает на связь оформления залов с названием станции метро Гражданский проспект. Интересна также большая люстра в наземном вестибюле в виде розы, выполненной из переплетений металлических спиралей, сходящихся к центру.
Tags: метро, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Скажу честно, этот альбом я ждала долго. Ольга Арефьева - самый мой любимый автор-исполнитель. Могу сказать, что на этот раз для меня открылась совершенная другая ее сторона. И тут, я совершенно нечаянно наткнулась на очень интересную рецензию, с которой очень хочу вас познакомить и поделиться…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment