sleeping_sonya (sleeping_sonya) wrote,
sleeping_sonya
sleeping_sonya

"Жар‑птица"



Хореограф Михаил Фокин в своих "Мемуарах" так рассказывает о возникновении замысла балета: "Не хватало балета из русской жизни или на тему из русской сказки. Мы (Дягилев, группа художников и я) стали искать сюжеты. Лучшие литературные обработки русской сказки были уже использованы для сцены (главным образом Римским-Корсаковым в его операх).

Все образы народной фантазии уже прошли на сцену. Только образ Жар-птицы оставался еще неиспользованным, а между тем Жар-птица – самое фантастическое создание народной сказки и вместе с тем наиболее подходящее для танцевального воплощения. Но нет такой сказки о Жар-птице, которая бы целиком подошла к балету. Я взялся соединить различные народные сказки и сочинил по ним либретто".



Дягилев предложил композитору Анатолию Лядову написать музыку на либретто Михаила Фокина на сюжет "Жар-птицы", который был создан в свою очередь по мотивам русских сказок. Тот согласился, но вскоре потерял к работе интерес, а в результате подвел своих заказчиков. Времени оставалось совсем мало. И тогда Дягилев решил рискнуть и доверил эту работу молодому композитору Игорю Стравинскому, которым заинтересовался еще раньше, услышав его "Фантастическое скерцо".

Премьера балета под названием L'Oiseau de feu состоялась 25 июня 1910 года во время Русских сезонов в Париже на сцене Гранд-опера. В подготовке парижской премьеры балета участвовали Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Лев Бакст, Александр Бенуа. Костюмы Жар‑птицы и Царевны Ненаглядной красы были созданы художником Львом Бакстом, декорации и остальные костюмы – Александром Головиным.

Жар-птицу танцевала Тамара Карсавина, Ивана-царевича сам Фокин, царевну Ненаглядную красу – Вера Фокина, Кащея Бессмертного – Алексей Булгаков.

Музыка, написанная Стравинским, очень точно влилась в лейтмотив постановки, где сочетание пылающих и искрящихся звуков гармонично сочеталось с выразительными танцевальными средствами, основанными на противопоставлениях. Фокин четко разделил образы Жар-птицы, царевен и Поганого царства. Так, например, Жар-птица танцевала в пуантах, и в основе ее танца лежал целый комплекс прыжков, что подчеркивало ее легкость и способность летать. А вот танец босых царевен, спокойный и плавный, рисовал их простыми, обыденными. Гротескная образность, присущая персонажам Поганого царства, еще более усиливала отличие их от других героев.

На спектакль собралось высшее артистическое общество. Были писатели Марсель Пруст, Жан Жироду, актриса Сара Бернар, композиторы Клод Дебюсси, Рихард Штраус.

Успех балета превзошел все ожидания. Экзотичностью, красочностью, таинственностью "Жар-птица" ошеломила и околдовала Париж, который рукоплескал русскому балету. Парижские журналисты в самых восторженных словах описывали спектакль, подчеркивая органическое соединение музыки, живописи и хореографии.

Балет признали "чудом восхитительного равновесия между движениями, звуками и формами", началом новой эпохи в музыке и хореографии балетного театра. В едином ключе работали здесь композитор и балетмейстер. Это сказалось на музыкально-пластическом решении спектакля: образы хореографические и музыкальные дополняли в нем друг друга.
Tags: балет, красиво
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Скажу честно, этот альбом я ждала долго. Ольга Арефьева - самый мой любимый автор-исполнитель. Могу сказать, что на этот раз для меня открылась совершенная другая ее сторона. И тут, я совершенно нечаянно наткнулась на очень интересную рецензию, с которой очень хочу вас познакомить и поделиться…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments