sleeping_sonya (sleeping_sonya) wrote,
sleeping_sonya
sleeping_sonya

Categories:

Сталинский ампир в Петербурге.



Сталинская архитектура (сталинский ампир, сталинский неоренессанс), а также сталинская готика или социалистическим классицизмом, так называют архитектуру Советского Союза под руководством Иосифа Сталина между 1933 годом, когда был официально утвержден проект Бориса Иофана для Дворца Советов, и 1955 годом, когда Никита Хрущев осудил «перегибы» последних десятилетий и распустил Всесоюзную академию архитектуры. Сталинская архитектура связана со школой социалистического реализма в искусстве и архитектуре.
Мы решили вспомнить о стиле с размахом, где монументальность переплетается со вполне уместной помпезностью. Выбрали семь самых известных и интересных зданий самой пафосной эпохи советского зодчества — сталинского ампира.


1. Дом Советов - Московский проспект, 212.

Главное произведение сталинского ампира в Петербурге. Его начали строить под руководством архитектора Ноя Троцкого в 1936 году. На тот момент Дом Советов был высотной доминантой южной части города: восемь этажей и огромный портик с колоннами. Здание не успели полностью завершить до начала войны. Во время блокады тут находился наблюдательный пункт артиллерии, а затем и штаб Ленинградского фронта.

Дом Советов должен был стать центром нового административного квартала: власти Ленинграда хотели отвести основные учреждения подальше от границы с Финляндией.
Но потом война закончилась, граница отодвинулась далеко на север, а Дом Советов в итоге стал обычным научным учреждением. Сейчас его помещения сдаются в аренду, а первоначальный вид утрачен: так, прекрасный зал заседаний был в итоге разделен на небольшие конторки.

2. Надземный павильон станции метро «Кировский завод»

Период строительства подземки в Петербурге пришелся на годы сталинского ампира. Так что постулат искусствоведов о том, что стиль с размахом особенно ярко проявил себя в оформлении павильонов станций метро, подкреплен весьма веским аргументом. Влияние монументального ампира невооруженным взглядом угадывается чуть ли не во всех станциях «красной ветки». И если убранство станции метро «Автово» отмечают во всем мире, от петербургских краеведов до журналистов британского The Guardian, то про павильон станции «Кировский завод» многие забывают.

Эта станция открыла свои двери в 1955-ом году, став частью первой очереди Ленинградского метрополитена. Среди ярких элементов взгляд сразу отмечает массивные дорические колонны, отчего постройка уж очень напоминает древнегреческий храм. Всего колонн 44. Но ключевой особенностью и памятником прогресса является все-таки люверсное освещение, которое впервые применили в работе над станцией метро. Осветительные приборы необычны тем, что лампы дневного света скрыли под сквозной решеткой. Кажется, что над головой распростерлось открытое небо.

3. Ансамбль Светлановской площади - проспект Энгельса, 21, 23, 25э.

До 1950-х годов никакой Светлановской площади не было: стояла церковь, несколько деревянных домиков, дома с курами и гусями. Потом все это снесли и построили один из самых красивых архитектурных ансамблей поздней сталинской эпохи. Архитекторы Белов, Савкевич и Шретер спроектировали три здания, которые образуют полукруг. Здания построены из монолитных блоков и снабжены прямолинейными массивными эркерами и огромными окнами.

4. Дом с кинотеатром «Дружба» - Московский проспект, 202.

Большинство петербуржцев уже и знать не знают о кинотеатре «Дружба», хотя там можно посмотреть все те же самые фильмы, что и в крупных сетевых синематеках, только за умеренную плату. Однако каждый, кто хоть раз бывал на Московском проспекте, наверняка замечал фундаментальное многоэтажное здание, первый этаж которого и отдан под государственный кинотеатр.
Дом с кинотеатром «Дружба» — первая десятиэтажка советского Ленинграда. Причем ее даже удостоили премии Всероссийского конкурса в номинации «Лучшее жилое здание». Построили его в 1953 году по проекту архитекторов М. Е. Русакова и В. М. Фромзеля. Кинотеатр на первом этаже дома начал работать позднее — в 1956 году. Сперва «Дружба» была исключительно детским кинотеатром, а сейчас здесь показывают кино для зрителей любых возрастов.

5. Станция метро «Автово».

Первая очередь Кировско-Выборгской линии Ленинградского метрополитена оказалась по своему виду очень московской: богато оформленные станции-дворцы со множеством панно, с лепниной и прочими виньетками. А конечная (на тот момент) станция вышла вдвойне московской: «Автово» — редкая для нашего города станция неглубокого заложения. И одновременно самая красивая. Круглые колонны с медными и стеклянными узорами, плоский потолок с лепниной, поделенный на сектора и полукруглая лестница на выходе, — воистину дворец.

6. Вокзал в Царском Селе - г. Пушкин, Привокзальная площадь.

Удачный пример вокзальной архитектуры сталинского периода и символ массовой «пушкинизации» всей страны. Станцию открыли буквально через год после 150-летнего юбилея поэта, а ее внутреннее убранство пестрит различными художественными упоминаниями его биографии: барельефы Дельвига и Жуковского, плафоны с изображением поэта, наконец, его бронзовая статуя в центральном зале — архитектор Левинсон создал даже не вокзал, а, скорее, мемориал Пушкина, в котором по какой-то нелепой случайности оказались кассовые залы, платформы и подземные переходы.

7. Дом со шпилем, или «Генеральский дом» - Московский проспект, 19.

Пожалуй, по меркам ударного советского времени, когда у кормила находился вождь народов Иосиф Сталин, строительство здания на Московском проспекте является воистину затяжным. Начали его в предвоенный 1940 год, а закончили только в 1953 году, когда Сталин умирает, а в стране наступает переломный момент.
По тем временам 9 этажей считались достаточно серьёзной высотой, а шпиль со звездой и венком, венчающий постройку, стал и вовсе новой городской достопримечательностью, посмотреть на которую приезжали из других районов Ленинграда.
Даже самому невнимательному и далёкому от архитектуры человеку, разглядывающему фасады дома, будут сразу заметны живописные фигуры, сидящие у основания башни, исполненные на морскую тематику: мужчины и женщины поддерживают руками якоря, а звезда на вершине шпиля, над которым работали служащие Адмиралтейских верфей, служит одновременно красивым элементом декора и настоящим флюгером. Из-за своего шпиля, высота которого достигает 76 метров, дом виден почти из любой точки Московского проспекта, именно за счёт этого он является единственной в городе сталинской высоткой, а не самым типичным домом того времени.
В доме стали селиться влиятельные советские люди: политики и военные, за что дом в народе прозвали «генеральским», однако с ходом времени лик обитателей поменялся, так что к 1962 году, когда на свет появился будущий культовый музыкант Виктор Цой, здесь жили простые советские люди, многие из которых существовали в стеснённых условиях. Так было и в случае с Цоем: первые годы своей жизни он провёл в проходной комнате.
Tags: ампир, архитектура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Скажу честно, этот альбом я ждала долго. Ольга Арефьева - самый мой любимый автор-исполнитель. Могу сказать, что на этот раз для меня открылась совершенная другая ее сторона. И тут, я совершенно нечаянно наткнулась на очень интересную рецензию, с которой очень хочу вас познакомить и поделиться…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments